Интервью



[ООО «Урал-СОТ», интервью] 


 

ВЛАДИМИР КИСЕЛЕНКО:

«С мусором в России не надо бороться!»

 

 

Наш разговор с генеральным директором Компании «Урал-СОТ» Владимиром Викторовичем Киселенко, получился не просто занимательным, а удивительно подробным, ярким, емким, точным. Признаться, никогда бы не подумал, что подобная тематика мне, в общем-то, дремучему дилетанту в этой важнейшей сфере человеческой деятельности, будет настолько интересна. При этом убежден, что многие из прозвучавших «смелых идей» и «откровенных тезисов» однозначно заинтересуют компетентнейших специалистов этой отрасли.

А потому, что говорили мы о чем-то очень-очень актуальном лично для меня, для всех моих знакомых, для общества, для государства. Говорили без излишней патетики и сложной терминологии. Но начали с высокой ноты…  

– Есть такая крылатая фраза Горация: «Res tua agitur». Переводится она, как «Речь идет о тебе, дело касается тебя, твое дело». Я так понимаю, результаты деятельности Вашей Компании пускай и не впрямую, но касаются всех нас?  


– Именно так. Вечная тема для человечества – переработка бытовых отходов. Актуальная в античные времена, она не менее злободневна и теперь.

Недавно возвращался из командировки в другой регион, провел двенадцать часов за рулем, было на что посмотреть и о чем спокойно подумать. А знаете, чем походят друг на друга все наши города? Причем, и большие, и малые. Наличием свалок на въезде и выезде, их видом, их состоянием. В ландшафтах современной России свалка занимает заметное место!

 

– Ну, как говорится, дело житейское. Куда же без них?

 

– Не удивляйтесь, пожалуйста, но жить без них – можно! Мы всегда говорим, что наша идеология призвана сделать так, чтобы рано или поздно не было свалок вообще. Чтобы перерабатывать практически все! То есть, – комплексная переработка 95%, как минимум. Такая у нас изначальная идея. Но о ней – несколько позже.

Что же касается размышлений за рулем, то недавняя поездка оказалась очень познавательна. Было крайне интересно и полезно наблюдать, в каком состоянии пребывают свалки в маленьких городах. Реальная картина не в теории, не в документах, а на практике. Посмотрели на свалки в одном городе, посмотрели в другом.

Бросается в глаза, что, в принципе-то, бытовых отходов туда привозят мало. А что же в основном доставляют? Много сучьев, мелких деревяшек, крупногабарита и строительной древесины, старой мебели, в частности, шкафов, диванов. Вот, чем завалены все свалки. Опять же оконные рамы, спил с деревьев и тому подобное. Вот, в основном, чем заполняется пространство полигонов.

Я пришел к интересному выводу. Оказывается, если мы говорим о небольших городах, то, по сути, туда сортировочную-то линию ставить абсолютно не обязательно. Первое впечатление было таким. А зачем? Зачем сортировать, если привозят одну машину в день? Сортировать-то нечего! Одна-две машины – это не тот объем. Но то, что туда нужно ставить специальное дробильное оборудование по древесным материалам, уменьшающее фактический объем – несомненно! А в крупных городах необходим совсем иной набор оборудования и сортировочных технологий. Вот такие «путевые заметки».  

 

– Получается, у Вас произошла своеобразная инспекция, некий блиц-осмотр разнообразных полигонов ТБО, больших и малых, старых и новых?   

 

– Да. И знаете, какая мысль из этих наблюдений родилась? Оказывается, вполне возможно переработать любую свалку целиком. То есть, и старую, давно законсервированную, в том числе. Необходима точная и грамотная сортировка. Вот ключевое слово.

А какая? Какая нужна сортировка?     

И тут возникла мысль об абсолютно новом оборудовании. Я же привез из этого путешествия не только впечатления, но и новую сортировочную линию. Идею этой линии. Сейчас подробно ее осмысливаю. Хотя, сегодня строителям сказал, что и как будем делать там по-новому.

Итак, что же это за линия? Что в ее основу положено? Начнем с того, что у нас – северный край. Как бы мы не надеялись на будущее потепление климата, пока у нас полгода – серьезная, а часто и суровая зима. Никуда не деться! Значит, сортировка должна происходить в утепленном ангаре!

Мы можем, конечно, закупить дорогую, к примеру, шведскую линию. Но я всегда считал, что великое произведение можно написать простым карандашом, не обязательно для этого приобретать элитную авторучку с золотым пером. Это сравнение мне нравится. Потому что, если по транспортерной ленте стоимостью в тысячу долларов или евро, идет мусор, согласитесь, это расточительно. Для мусора нет разницы, какая транспортерная лента, ему вполне сгодится и недорогая. Важно, что именно мы сделаем со всем тем, что идет по ленте. Тут же сформулировалась оптимальная и точная схема, которая прекрасно пойдет для всех городов, как маленьких, так и больших.

 

– Вы не могли бы рассказать о ней подробнее? Конечно, если это – не коммерческая тайна. Идея, как я понимаю, совсем свежая. 

 

– Идея свежая, но она уже воплощается. Секретов тут нет. Буду даже рад, если кому-то станет интересно применить ее в своей практике.

Довольно простая схема. Приемная часть транспортера находится вне ангара. Экономичный арочный ангар. На старте сепаратор. Он обязателен, надо же отсортировывать мелочь на входе. Далее идет транспортер, на котором и происходит сортировка. Здесь – мы получаем органику, здесь – так называемые «хвосты». Пока все традиционно. Но мы же говорим про универсальность всей этой системы, надо бы ее как-то «положить красиво». Вот вам ангар, вид сверху. А мы к этому ангару приставляем пространство для органики, то есть, биогумус здесь, слева. А вот сюда, с другой стороны, ставим оборудование, которое будет перерабатывать кондиционную и некондиционную «вторичку» справа. Вот такая буква «Т» получается! Она универсальна!

В каждый городок можно ее поставить. Самое интересное, что эта установка очень актуальна. Этот комплекс сейчас я рассматриваю поставлять по всей России. Именно с ангарами, со всем набором технологий, с оборудованием и монтажом.

Повторюсь, этот комплекс годится как для небольшого городка, так и для мегаполиса. Эффективность будет одна и та же. Только размеры могут быть разными, вот и все. Мы о нем еще подробнее расскажем на сайте, скоро воплотим в реальности и даже снимем видео затем, чтоб весь процесс представить наглядно.  

 

– Как будет называться это детище?

 

– У нашей новой системы, у нашей буквы «Т», имени собственного пока нет, мы его пока не придумали. Ведь рождалась идея много лет, а родилась буквально лишь три дня назад. Скорей всего назовем «Уралсотом» каким-нибудь очередным, седьмым, к примеру. Имя, как и некоторые технологические нюансы, еще разрабатывается.

 

– А как работает система общепринятая, так сказать традиционная?   

 

– Как оно сейчас происходит? На сегодняшний день, за исключением тех редких мест, где есть сортировочные заводы, все происходит примерно так: машины подъезжают на контейнерные площадки, грузят контейнеры, перевозят на свалку, а на свалке идет захоронение ТБО (твердых бытовых отходов). Просто захоронение. Вот и вся система.

 

– Значит, Вы предлагаете идею инновационную? А не боитесь быть непонятыми, невостребованными?   

 

– Понятно, какая сложилась идея. Идея системная, да.

Совершенно верно, мы предлагаем идею системных перемен. Хотя пока работаем в привычной всем, давно сложившейся системе, но при этом формулируем новую идеологию. Плюс к тому, разрабатываем и отрабатываем новую технологию, придумывая оборудование, которое необходимо для осуществления этой технологии. И процесс сегодня (я с удовольствием об этом говорю) практически закончился. Он сформулировался полностью.

Бояться нечего! Уверен, наших идей потребовала жизнь!

Сейчас нам все понятно. Мы сегодня говорим о комплексной переработке прямо от контейнерной площадки. То есть, эту площадку нужно заменить минисортировочными комплексами. Это еще не все новшества. Контейнерную площадку можно замещать сортировочными машинами, которые у нас сегодня есть в картинках и, конечно же, будут в реальности. Далее вопрос перегрузочной площадки, когда все отсортировалось и доставляется на перегрузку. И этот наш новый, Т-образный, «Уралсот» может быть применен, как перегрузочная площадка. Прямо там потоки сырья будут перегружаться, и прямо там же перерабатываться.

Можно, конечно, создать специализированный центр перегрузки и сортировки, который будет собирать все сырье с разных площадок. Этакий «Банк сырья» или «Сырьевой банк». Но это актуально, когда разговор идет о мегаполисах. В маленьких городах – одно, в больших – немного другое; но идея и там, и там, – та же самая!

 

– В тренде отрасли сегодня находится переработка? Так?

 

– Обязательная переработка, не захоронение. Мы настаиваем на изменении акцентов сложившейся практики в сторону именно переработки. Чем плохо-то? Вторичное сырье перерабатывается в нечто полезное, в товары народного потребления, и в конечном итоге на полигон ничего не вывозится.

То есть, в идеале туда будет попадать около 5-7% того, что не переработано. Например, синтетическая одежда (та еще проблема). На нее тоже надо внимательно посмотреть, может быть, найти какие-нибудь оригинальные ходы. Надо будет подумать, что с этим добром делать. Но пока мы оперируем более крупными формами.

Итак. Для маленьких городов – или Т-образный сортировочный комплекс «Уралсот-7», или некий межмуниципальный центр переработки. Это когда несколько муниципалитетов, организуясь, создадут перерабатывающее производство.

Сегодня можно смело говорить о сырьевом банке областном, муниципальном, районном и т.п. Здесь и понадобится поддержка переработки вторичного сырья со стороны властей. Естественно, понадобится выстроить схему стимулирования сбора этого сырья. Все это преследует только одну цель – уменьшение объемов складирования. Вот наша главная задача!

 

– По задачам ясно, а вот по способам их решения явно ведь существует множество вопросов. И первый из них, обрадуются ли властные структуры переменам в такой привычной для них системе? Насколько предлагаемые Вами системные изменения радикальны?

 

– Они очень радикальны! Это – практически пересмотр всей системы обращения с бытовыми отходами. Сегодня мнение большинства такое: у нас все отработано, у нас есть планы, есть программы, и не суйтесь вы к нам со своими бредовыми идеями. Потому что вы можете рассказывать сколько угодно сказок про 95%, но мы привычно оглядываемся на Запад. А там 40-60% переработки максимум, остальное чаще уничтожается.

Вот, если бы я отработал эту технологию на Западе и привез сюда, все бы сказали: «да, конечно, это серьезное дело». У нас так было, и будет всегда, – нет пророка в своем отечестве.

Себя пророком не считаю! Я просто полагаю, что найден какой-то альтернативный, инновационный путь развития в этой области. Моя уверенность основана не на пустом месте, я уже строю эту технологию у себя на полигоне, чтобы наглядно показать, что переработка 95% ТБО – абсолютно реальная вещь!

Это первый блок вопросов.

 

– Существует и второй?

 

– Конечно же! И самый главный вопрос в этом блоке: что делать со старыми свалками, которые сегодня имеются? С отходами, которые складированы. Как с ними обойтись? Говорят, необходимо рекультивировать свалки. Пока только говорят. Свалки, как правило, у нас в России бросают. В лучшем случае засыпают землей, в еще лучшем случае (крайне редко) засаживают деревьями. Но, самое главное, о них забывают. Я настаиваю на переработке этих старых свалок. И тут же предлагаю готовое оборудование – «Уралсот-4».

И, при этом мы говорим, что старая свалка содержит много древесных материалов. Плюс, давно назревшая необходимость дополнительного оборудования, как для вновь приходящего (для переработки крупногабарита, спила, веток, деревьев), так и для давным-давно захороненного подобного сырья.

Удивительная вещь! Семь лет назад мне пришлось закопать на полигоне кучу бревен, и тут понадобилась эта поляна, то есть пространство под новую технологию. Начали поляну расчищать. Выкопали бревна, а они, оказывается, совсем не сгнили. То есть, когда влажность недостаточна, не соответствует необходимым условиям (это около 60%), естественного разложения не будет, когда ее нет, сырье консервируется, не гниет. Многие спорят по этому вопросу, но есть реальный факт из практики. Там были не только бревна, но и другие пиломатериалы, словно вчера доставленные. Консервируются они! Такая вот интересная «вторая тема».

Тоже абсолютно самостоятельная идея – переработка старых свалок. Если мы и этот вопрос поднимем, и будем над ним работать, то скоро приблизимся к оптимальному решению наших основных задач – комплексной и эффективной переработки не только ТБО, но и промышленных отходов. Кроме того, ликвидируем свалки, высвободив полезные пространства.

 

– А насколько актуальна сейчас проблема, так сказать «захламленности российских пространств»? 

 

– К вопросу о пространствах. Разрастаются ли на наших территориях свалки? Кто на эту тему кричит «караул»?

Вот небольшим городам нашей области, Алапаевску или Первоуральску, ничего подобного кричать и в голову не придет. Что им кричать-то? Сыплют и сыплют. Пространств рядом много. Кричат мегаполисы! У них проблема существует. Москве, Питеру, Екатеринбургу и другим «милионникам» приходится вывозить ТБО далеко. Там-то и нужны наши комплексные решения, минисортировочные установки и т.п. То есть, сортировать надо прямо на месте, уменьшая транспортные затраты. А эти затраты сейчас очень крупные, и в сложившейся системе будут только расти.

К примеру, в Московской области существует практика заваливать отработанные карьеры. Возможный вариант. Но карьеров не так много. И тут же возникает масса не санкционированных свалок. В других больших городах та же самая проблема. Возможно, калибром поменьше, но она есть во всех мегаполисах.

У нас, например, есть проблема Широкой речки. Сумасшедшая по масштабам свалка, которую обступили со всех сторон новые городские кварталы. Город подошел к ней вплотную. Жилые дома уже близко соседствуют с ней. Пора уже что-то с ней делать.  

 

          – А сколько лет этой проблеме у нашей цивилизации в принципе?

 

– Она появилась с появлением в нашей жизни полимерных материалов. Конечно, ей уже не десять и не двадцать лет. Старт – где-то в районе восьмидесятых-девяностых, когда мы перестали использовать в качестве упаковки бумагу, утилизируемую на полигоне в течение месяца-двух. То есть, растворилась бумага в природе и все, нет ее! А теперь – бросаем ПЭТ-упаковку, и не факт, что она растворится через две-три сотни лет. При том объемы этой упаковки растут в геометрической прогрессии.

 

– Человечество рискует захлебнуться в собственном мусоре?

 

– Только без паники. Всякая упаковка есть вторичный ресурс. Мы, получается,  накопили уже много ресурсов, которыми пока не особенно пользуемся. Нужно только отладить систему не уничтожения, а переработки! Давайте дадим упаковке вторую жизнь. Да не только вторую, даже третью и пятую.

Давайте будем делать из полимеров тротуарную плитку, черепицу, колодцы, люки, шпалы, бордюры, накладки на рельсы, да много еще чего можно сделать. Общество должно привыкнуть к переработке. Вообще, понятий «захоронение» и «уничтожение» не должно быть в обиходе! Не надо бороться с отходами. Не надо с мусором бороться!

Наша технология убедительно доказывает, что практически весь мусор – это полезное, очень нам необходимое вторсырье! Это шикарный, дополнительный ресурс, как новый, так и законсервированный на старых свалках.

 

– Есть где-то на земле места, где нет этих проблем?  

 

– В мире есть государства, где с этим вопросом все в порядке. В Германии, к примеру. Дело там – в ментальности. Главный ключик там к решению проблемы – цена, которую платит население. Если ты раздельно сортируешь, ты платишь одну сумму, а если нераздельно – совершенно другую. 

Нашей культуре германский опыт непривычен. Мы по-прежнему неряшливы в области, если так можно выразиться, бытовой дисциплины. У японцев в этом смысле тоже все хорошо. Взять, и просто перенести их опыт на нашу почву, наверное, не получится. Цена утилизации очень важна. Когда ты платишь чуть не вдвое больше за не отсортированный мусор, наверное, задумаешься, и станешь сортировать. А у нас цена невелика. И даже, если ее поднять в разы, ситуация кардинально не поменяется.

Но и нам общечеловеческая прагматика не чужда. В свое время за не пристегнутый ремень безопасности в автомобиле сто рублей платили, а сейчас – пятьсот. И теперь ремешок мы пристегиваем! 

 

– Насколько мне известно, во многих странах мира принято сжигать, уничтожать отходы. Хоть это и крепко вредит экологии, но в Европе, к примеру, это в порядке вещей. Это даже считается прогрессивным решением. Им просто так удобней, просто у них мало пространства для складирования или захоронения?

 

– Я категорически против сжигания мусора!

Да, в мире это практикуется широко. Многие развитые государства даже стимулируют этот процесс. Я против этого. Я сторонник переработки бытовых отходов с пониманием того, что все они – есть вторичный ресурс.

Я даже не рассматриваю вопрос получения необходимого тепла, энергии. Ведь, что такое сжигание? Отходы состоят из полимеров и органики. Чтоб поддержать оптимальную температуру сжигания (полторы тысячи градусов) идет масса затрат на обеспечение технологического процесса. Сжигать полимеры трудоемко и дорого. А это, как говорили в девятнадцатом веке, то же самое, что топить печку ассигнациями.

Полимеры нужно перерабатывать. Повторюсь. Температуру мусоросжигательных заводов поддерживают полимеры, органика не поддерживает. Либо приходится добавлять газ для повышения температуры. Поэтому они всегда убыточны.

 

–  Сегодня уже прозвучало множество точных и лаконичных формулировок, выражающих предлагаемую идею. Но давайте,  как говорится «под финал», еще раз определим базовую идеологию Ваших инноваций…

 

– Наряду с нефтью и газом Россия располагает еще одним колоссальным ресурсом! Это – мусор! У нас скопился грандиозный запас вторичного сырья. Пора бы обратить на него внимание. Пора его использовать. Мне кажется, что нет проблемы с бытовыми отходами, есть нежелание решить этот вопрос. Вот и все.

Сегодня удивительный уровень развития технологий, а мы не знаем, что поделать с мусором. «Урал-СОТ» предлагает тот самый инструмент, методологию переработки. Оказалось, что переработать можно 95%. Это реально.

Тут важен комплексный подход, синтезирующий сортировку и переработку, с использованием всей морфологической составляющей бытовых отходов. А в результате – превращение исходного ресурса в товар. Органика – в товар, кондиционная вторичка – в товар, некондиционная вторичка – в товар. Вот и вся идеология.

Которая, кстати говоря, уже работает на некоторых наших предприятиях!       

 

– И все же, что-то ведь из мирового опыта может нам пригодиться? Может быть, как это с нами уж не раз происходило, не создавать свое, не изобретать новое, а взять готовое за рубежом? И делу – край!  

 

– Мы сегодня говорим о том, что можно, конечно же, и золотые транспортеры поставить, и, по сути, убыточные технологии из-за рубежа привезти. Но можно и отладить новую систему, созвучную нашей ментальности, нашим реалиям. По-настоящему нашу.

Свободных площадей в России еще много, можно, наверное, спокойно отложить эти решения еще на пятьдесят, а то и на сто лет. Но это нельзя делать бесконечно, стоит подумать и о будущих поколениях.

Нужно уже сегодня начинать разработку инновационных, в истинном смысле этого популярного слова, методик и технологий. Этим-то мы и занимаемся. Создаем не только технологические приемы, отрабатывая их на практике, но и базовую идеологию, которая уже находит воплощение!

 

 С.Платонов             

 

 

Наша технология убедительно доказывает, что практически весь мусор – это полезное, очень нам необходимое вторсырье! Это шикарный дополнительный ресурс, как новый, так и законсервированный на старых свалках.

 

 

         

Моя уверенность основана не на пустом месте, я уже строю эту технологию у себя на полигоне, чтобы наглядно показать, что переработка 95% ТБО – абсолютно реальная вещь!

 

 

         

Мы всегда говорим, что наша идеология призвана сделать так, чтобы рано или поздно не было свалок вообще. Чтобы перерабатывать практически все!

 

 

Понятий «захоронение» и «уничтожение» не должно быть в обиходе! Не надо бороться с отходами. Не надо с мусором бороться! 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск